
Просмотров: 661
Чем искусственный интеллект поможет при управлении автомобилем рассказали ученые СПбГУ
Проблематика решения прикладных обратных задач оптимального управления приобретает все большее значение как в науке, так и в повседневности. Люди все чаще взаимодействуют с различного рода программно-инженерными интерфейсами. Важным моментом для обеспечения оптимального отклика инженерно-программной системы на действия человека является определение типа и целей ее пользователя.
Одним из подходов для решения подобной задачи может быть решение обратной задачи оптимального управления, в котором тип человека и его цели определяются с помощью определения подынтегральной целевой функции, позволяющей решать задачи моделирования.
Доклад доцента СПбГУ Ованеса Петросяна (кафедра математического моделирования энергетических систем), прозвучавший на Первой Российско-Германской виртуальной междисциплинарной конференции, был посвящен совместному проекту российских ученых и исследователей из Технического института Карлсруэ по разработке подходов к анализу данных тренажера управления автомобилем. Целью проекта является определение поведенческого профиля водителя для построения адаптивной системы помощи в управлении автомобилем при различных режимах вождения – экономичный, стандартный, спортивный.
Как рассказал Ованес Леонович, вкладом ученых из Санкт-Петербургского государственного университета является подход с непрерывным обновлением информации, примененный для обратной задачи оптимального управления. Это позволяет более точно моделировать поведение человека благодаря непрерывному обновлению сведений о динамической системе и целевой функции.
В планы будущих исследований входят построение тренажера вождения на базе СПбГУ, более глубокое исследование применения подхода с непрерывным обновлением информации, а также разработка методики с Байесовским обновлением информации и применением современных подходов Inverse Reinforcement learning, которые являются основой современного искусственного интеллекта.
В исследовательском проекте участвуют ученые СПбГУ О. Л. Петросян, И. И. Кучкаров и Технического Института Карлсруэ – Айро Инга, Майкл Флад. Впервые совместная работа была апробирована на IFAC World Congress в
Первая Российско-Германская виртуальная междисциплинарная конференция прошла в Санкт-Петербургском государственном университете по инициативе Немецко-Российского междисциплинарного научного центра (German-Russian Interdisciplinary Science Center, G-RISC). С программой конференции и тематикой других докладов можно познакомиться на сайте.
G-RISC создан в рамках сотрудничества СПбГУ, Свободного университета Берлина и Германской службы академических обменов (DAAD). Его основная работа направлена на повышение уровня международной кооперации молодых ученых.