Просмотров: 13435
Куда податься математику, или молодой ученый ищет работу
Куда податься математику, или молодой ученый ищет работу
Как реализовать свой потенциал молодому ученому в России? На какие средства существовать, учась в аспирантуре и занимаясь только наукой? Есть ли примеры удачной научной деятельности и финансовой поддержки оной? На эти актуальные вопросы свои ответы дали Семенов Андрей Алексеевич, доцент, канд. физ.-мат. наук и Вавилов Николай Александрович, профессор, доктор физ.-мат. наук.
Примерно такие же вопросы задавали в 2005 году руководителям гранта "Развитие и поддержка научных школ Санкт-Петербурга в области теоретической и прикладной математики на основе взаимодействия Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургского отделения Математического института (ПОМИ) РАН". Вот что тогда ответили мы с Иваном Александровичем Паниным как руководители направления Алгебра. Вот буквальное воспроизведение ответа:
«На мат-мехе каждый год есть десяток-два очень сильных студентов. На уровне лучших в мире. Проблема состоит в том, чтобы они оставались работать в науке. С этой точки зрения отъезд некоторых из них на Запад представляется нам меньшей трагедией, чем уход в программирование или коммерцию. Раз уж они пришли на мат-мех, они готовы работать в науке, но у них должно быть ясное понимание перспектив, в том числе и материальных. В условиях рынка никаких других действенных стимулов удержания людей в какой-то области деятельности, кроме высокой зарплаты (прямой и/или косвенной - предоставление квартир, как в Китае) нет. Если мы хотим, сохранить науку, то зарплата ассистента должна быть в 2-3 раза выше средней - и не госстатовской, а фактической по стране. Именно такое соотношение выдерживается во всем мире (не только в США и Европе, но и Китае, Индии, Бразилии, и т.д.). Если ВВП на душу населения в России в 2004 году 10.000 USD, это значит, что справедливая зарплата ассистента как минимум 20.000 USD в год. Другой вопрос, что многие согласились бы работать и за 10.000 USD в год, в компьютерной фирме они поначалу получали бы примерно столько же, но преподавательская работа имеет свои преимущества.
С тех пор в нашем отношении к этому вопросу мало что изменилось, однако уточню и конкретизирую свою позицию. К 2010 году GDP/capita в России практически удвоился и составил больше 18000 USD в год, то есть около половины уровня ведущих западноевропейских стран таких, как Германия или Франция.
В России сохраняется традиционная с позднего советского времени недооценка интеллектуального труда. Стоит заметить, что в послевоенное время зарплата ассистента в СССР действительно была в среднем в 2 раза выше, чем зарплата промышленного рабочего, зарплата доцента - в 4 раза выше, а зарплата профессора - в 6 раз выше. Кроме того, не было практически никаких ограничений на совместительство, и многие профессора получали по 15000 рублей только зарплаты, при средней зарплате по стране 900. Нет сомнения, что это было одним из важнейших факторов невероятного расцвета науки в СССР в 1950-е и 1960-е годы.
В советское время никаких особых грантов и стипендий не было, так что будем говорить о времени, начиная с конца 1990-х. В конце 190-х ситуация была, по моим ощущениям, уже не такая драматическая, как в 1980-е годы и первой половины 1990-х годов, тем не менее, в то время большинство способных студентов либо уезжали за границу сразу после защиты диплома, либо оставались в стране, но бросали математику. Вот две типичных ситуации с моими лучшими учениками в те годы.
- Елена Перельман (младшая сестра знаменитого Гриши Перельмана) получила стипендию для прохождения аспирантуры в Вайцмановском Институте (Реховот, Израиль), и защитила диссертацию по теории представлений под руководством Энтони Джозефа. Там она вышла замуж и в настоящее время, насколько мне известно, математикой не занимается.
- Михаил Гаврилович получил в те же годы стипендию Оксфордского Университета (Великобритания) и защитил там диссертацию по теории моделей под руководством Бориса Зильбера.
В начале нулевых ситуация изменилась, студенты стали оставаться в аспирантуре. Молодые ученые защищали диссертации здесь, а потом ехали на постдоки (Postdoctoral Fellowship, или более коротко postdoc - это стипендия для молодых научных сотрудников) или временные позиции на Запад. Это ситуация представляется нам гораздо более благоприятной, с точки зрения дальнейшего развития науки.
Последние 10 лет все мои аспиранты и многие студенты участвовали как исполнители в коллективных грантах и проектах как российских, так и зарубежных (РФФИ, Минвуз, INTAS и т.д.) и получали серьезные индивидуальные гранты и стипендии.
Все мои студенты и аспиранты, а также большинство студентов Ивана Александровича Панина и Александра Ивановича Генералова и некоторые другие студенты и аспиранты нашей кафедры проходили стажировку 4-6 недель в университете Билефельда в рамках Эйлеровской программы студенческих обменов DFG между Санкт-Петербургским университетом и университетом Билефельда, руководителем которой с российской стороны я являюсь, руководитель с немецкой стороны профессор Энтони Бак.
- Владимир Нестеров - аспирант 1990-х годов, защита 1995 года, грант Минвуза "Учитель и ученик", у нас на кафедре таких грантов тогда было три (кроме нашего, еще Яковлев-Пименов и Востоков-Бондарко).
- Никита Семенов, стипендия DAAD для совместной Российско-Германской аспирантуры, защитил кандидатскую диссертацию в Мюнхенском Университете, в настоящее время получил 5-летнию позицию Junior Professor в Университете Майнца.
- Виктор Петров, стипендия DAAD для совместной Российско-Германской аспирантуры, в 2005 году в возрасте 22 лет защитил кандидатскую диссертацию в СПБГУ, а через год еще одну в университете Билефельда на совершенно другую тему. После этого 2 года был на постдоке в Университете Алберты (Канада), год на научной позиции в Институте Макса Планка (Бонн, Германия) и после этого годичную позицию в Университете Майнца, в следующем году собирается вернуться в СПбГУ.
Замечу, что в то время аспирантских стипендий DAAD было 10 штук в год на всю Россию, по всем специальностям. То, что два года подряд их получали мои личные ученики, трудно оценивать иначе, чем чудо.
- Михаил Митрофанов – получил индивидуальный двухлетний junior INTAS, по которому он провел полгода в Кембридже. В 2006 году защитил кандидатскую диссертацию в СПбГУ, в настоящее время работает в Петербурге как программист.
- Екатерина Сопкина - индивидуальный двухлетний junior INTAS, кроме того, стипендия DAAD и Российского Минвуза "Михаил Ломоносов", по которым она длительное время работала в университете Билефельда. В 2006 году защитила кандидатскую диссертацию в СПбГУ, в настоящее время работает на кафедре алгебры Педагогического Университета.
- Александр Лузгарев - стипендия DAAD и Российского Минвуза "Михаил Ломоносов" в Билефельде. В 2008 году защитил кандидатскую диссертацию в СПбГУ, работал на кафедре. В 2010 году получил чрезвычайно престижную стипендию Голды Меир в лучшем университете Израиля, Еврейском Университете Иерусалима. Этой осенью возвращается на нашу кафедру.
- Игорь Певзнер - стипендия DAAD и Российского Минвуза "Михаил Ломоносов" в Билефельде. В 2008 году защитил кандидатскую диссертацию в СПбГУ, в настоящее время работает на кафедре алгебры Педагогического Университета.
- Анастасия Ставрова - стипендия консорциума европейских университетов ALGANT, которая позволила провести ей два года в Италии, Голландии и Франции (Падуя, Лейден и Бордо). В 2009 году защитила кандидатскую диссертацию в СПбГУ, работала на кафедре, но вскоре получила постдок в Мюнхенском Университете, потом в Университете Эссена.
- Виктория Казакевич также получила стипендию ALGANT, но, к сожалению, ей не воспользовалась, что, с моей точки зрения, было ошибкой. Защита состоится зимой 2011 года, в настоящее время работает на кафедре высшей математики Электротехнического Университета.
- Сергей Синчук - поступил в аспирантуру в 2010 году и сразу получил Рохлинскую стипендию. В настоящее время получил стипендию Французского посольства для совместной Российско-Французской аспирантуры Петербург - Париж.
Здесь перечислены только крупные индивидуальные гранты, кроме того, как уже было сказано, практически все аспиранты и многие студенты участвовали в грантах РФФИ и т.д., Эйлеровской программе, получали многочисленные менее значительные гранты Минвуза, мэрии Петербурга и подобные.
Признанием заслуг кафедры высшей алгебры и теории чисел мат-меха СПбГУ было то, что представители нашей кафедры получали премию Санкт-Петербургского Математического Общества молодому математику 4 года подряд: Николай Дуров (ученик Сергея Владимировича Востокова), Виктор Петров, Александр Лузгарев, Анастасия Ставрова. Думается, что ситуации, когда 3 года подряд премии получали ученики одного руководителя, просто не было до этого в истории.
Кстати, наши студенты довольно успешны как программисты, большинство лучших программистов – высокого уровня математики по образованию. В связи с этим стоит упомянуть, что команда математико-механического факультета по программированию, в которой были, на тот момент, студенты нашей кафедры Николай Дуров и Виктор Петров, два года подряд завоевывала абсолютное первое место в мире на олимпиадах АСМ по программированию, что, конечно, является выдающимся достижением».
Как уже было сказано, здесь приведены примеры самых успешных молодых ученых. Трудностей, естественно достаточно. Сейчас есть уверенность, что кафедра высшей алгебры и теории чисел развивается в правильном направлении и молодые ученые продолжат высоко нести флаг науки СПбГУ.