Сергей Васильевич Валландер

О тех, кто в памяти

Р.Г.Баранцев, д.ф.-м.н., профессор СПбГУ

Он был моим научным руководителем по аспирантуре и дальнейшей работе на кафедре гидроаэромеханики. Меня привлекала поразительная ясность, с которой он читал лекции, ставил задачи, обсуждал вопросы. У него был дар очищать постановку задач и находить естественные решения.

Это был романтик от науки. Он не сидел в библиотеках, не корпел над литературой, не систематизировал работ предшественников. Взявшись за задачу, он вникал в нее настолько, что мог говорить о ней, как о чем-то своем, глубоко пережитом. И если проблема допускала простое решение, он принимал его и со вкусом открывал людям. Принцип стабилизации гиперзвуковых течений, теория развертывающихся крыльев, метод местных конусов и оптимизация формы снарядов обошлись прозорливостью идеи, не требуя изощренной техники. А физический вывод интегрального кинетического уравнения стал шедевром творческого мастерства Сергея Васильевича. ... (полностью)

* * *

Удивительный человек и талантливый ученый

Лидия Снарская,
"Санкт-Петербургский университет", № 4 (3771), 28 марта 2008 года.

...С.В.Валландер, внесший огромный вклад в современную науку, в течение 25 лет (с 1950 года и до конца своих дней) заведовал кафедрой гидроаэромеханики, а с 1952 по 1956 год Сергей Васильевич был еще и проректором по научной работе Ленинградского государственного университета. В разное время С.В.Валландер был директором НИИ математики и механики ЛГУ и деканом Математико-механического факультета ЛГУ, благодаря чему расширилась и поднялась на новый уровень деятельность института и факультета. В 1961 году Сергей Васильевич был награжден орденом Ленина за заслуги в развитии науки и образования в нашей стране. В 1966 году он был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1973 году вместе с коллективом ученых был удостоен Государственной премии за работы в области динамики разреженных газов. С.В.Валландер был основателем научной школы, сложившейся в 60-х годах, и одной из особенностей его исследований была их фундаментальность, обязательное дальнейшее развитие в затронутых им областях.

Отдельной главой жизни ученого стали годы Великой Отечественной войны. В 1941 году С.В.Валландер прямо из аспирантуры ушел в действующую армию и сумел пройти путь от штурмана самолета до флагманского штурмана полка, а в конце войны он был назначен штурманом отряда, который участвовал в трансокеанских перелетах, доставлял самолеты союзников в СССР. За свои боевые заслуги Сергей Васильевич был награжден несколькими орденами и медалями, но сразу после войны вернулся в Университет и активно включился в научную работу. ... (полностью)

* * *

Давид Рахмильевич Меркин
профессор кафедры гидроаэромеханики

Математика на фронте

... В 1946 году Сергей Васильевич Валландер (он окончил Университет на год раньше меня) рассказал мне, как он получил выговор, а затем был назначен штурманом полка. Весной 1945 г. офицеры полка дальней бомбардировочной авиации, в котором Валландер занимал должность штурмана первой эскадрильи, были сняты с боевых вылетов и получили задание перегонять из США американские бомбардировщики, предоставленные нашим вооруженным силам по ленд-лизу (буквально - взаймы). В США они летели на американских самолетах, там получали боевые машины, оборудованные автопилотами, и затем перегоняли их в нашу страну. В первом же перелете, происходившем на высоте 5-6 тысяч метров, штурман полка передал по радио распоряжение определиться по счислению (по пройденному расстоянию и курсу) и сообщить свои координаты. Валландер учел боковой ветер, направление которого не было строго перпендикулярно курсу, быстро определил по косоугольному треугольнику все данные и передал их штурману полка. Штурманы других эскадрилий считали, что ветер перпендикулярен курсу. Возникло расхождение, и Валландер тут же по радио получил выговор. Но когда они прилетели в Англию для дозаправки самолетов, то оказалось, что расчетное время полета от контрольной точки было верным только у Валландера. При перелете из Англии через Норвегию в Мурманск самолеты полка попали в воздушную яму (нисходящий поток воздуха), и самолет командира полка разбился в горах. Командир полка не доверял автопилотам и считал свои руки и опыт более надежными, чем автопилот. Он ошибся и расплатился за это как своей, так и жизнью всего экипажа. Остальные командиры включили автопилоты и благополучно продолжали полет. Когда самолеты прилетели в Мурманск, Валландер был назначен штурманом полка. Во всех других перелетах (их было, кажется, шесть, и все по разным маршрутам) курс прокладывал Сергей Васильевич Валландер.
(Сборник "Из истории матмеха", составитель Сергей Иванов. СПб, "ЭВЕРЕСТ - Третий Полюс", 1997)

 

   

 

наверх