О
тех, кто в памяти
Р.Г.Баранцев,
д.ф.-м.н., профессор СПбГУ
Он
был моим научным руководителем по аспирантуре и дальнейшей работе
на кафедре гидроаэромеханики. Меня привлекала поразительная
ясность, с которой он читал лекции, ставил задачи, обсуждал
вопросы. У него был дар очищать постановку задач и находить
естественные решения.
Это
был романтик от науки. Он не сидел в библиотеках, не корпел
над литературой, не систематизировал работ предшественников.
Взявшись за задачу, он вникал в нее настолько, что мог говорить
о ней, как о чем-то своем, глубоко пережитом. И если проблема
допускала простое решение, он принимал его и со вкусом открывал
людям. Принцип стабилизации гиперзвуковых течений, теория развертывающихся
крыльев, метод местных конусов и оптимизация формы снарядов
обошлись прозорливостью идеи, не требуя изощренной техники.
А физический вывод интегрального кинетического уравнения стал
шедевром творческого мастерства Сергея Васильевича. ... (полностью)
*
* *
Удивительный
человек и талантливый ученый
Лидия
Снарская,
"Санкт-Петербургский университет", № 4 (3771), 28
марта 2008 года.
...С.В.Валландер,
внесший огромный вклад в современную науку, в течение 25 лет
(с 1950 года и до конца своих дней) заведовал кафедрой гидроаэромеханики,
а с 1952 по 1956 год Сергей Васильевич был еще и проректором
по научной работе Ленинградского государственного университета.
В разное время С.В.Валландер был директором НИИ математики и
механики ЛГУ и деканом Математико-механического факультета ЛГУ,
благодаря чему расширилась и поднялась на новый уровень деятельность
института и факультета. В 1961 году Сергей Васильевич был награжден
орденом Ленина за заслуги в развитии науки и образования в нашей
стране. В 1966 году он был избран членом-корреспондентом АН
СССР, а в 1973 году вместе с коллективом ученых был удостоен
Государственной премии за работы в области динамики разреженных
газов. С.В.Валландер был основателем научной школы, сложившейся
в 60-х годах, и одной из особенностей его исследований была
их фундаментальность, обязательное дальнейшее развитие в затронутых
им областях.
Отдельной
главой жизни ученого стали годы Великой Отечественной войны.
В 1941 году С.В.Валландер прямо из аспирантуры ушел в действующую
армию и сумел пройти путь от штурмана самолета до флагманского
штурмана полка, а в конце войны он был назначен штурманом отряда,
который участвовал в трансокеанских перелетах, доставлял самолеты
союзников в СССР. За свои боевые заслуги Сергей Васильевич был
награжден несколькими орденами и медалями, но сразу после войны
вернулся в Университет и активно включился в научную работу.
... (полностью)
*
* *
Давид
Рахмильевич Меркин
профессор кафедры гидроаэромеханики
Математика
на фронте
...
В 1946 году Сергей Васильевич Валландер (он окончил Университет
на год раньше меня) рассказал мне, как он получил выговор, а
затем был назначен штурманом полка. Весной 1945 г. офицеры полка
дальней бомбардировочной авиации, в котором Валландер занимал
должность штурмана первой эскадрильи, были сняты с боевых вылетов
и получили задание перегонять из США американские бомбардировщики,
предоставленные нашим вооруженным силам по ленд-лизу (буквально
- взаймы). В США они летели на американских самолетах, там получали
боевые машины, оборудованные автопилотами, и затем перегоняли
их в нашу страну. В первом же перелете, происходившем на высоте
5-6 тысяч метров, штурман полка передал по радио распоряжение
определиться по счислению (по пройденному расстоянию и курсу)
и сообщить свои координаты. Валландер учел боковой ветер, направление
которого не было строго перпендикулярно курсу, быстро определил
по косоугольному треугольнику все данные и передал их штурману
полка. Штурманы других эскадрилий считали, что ветер перпендикулярен
курсу. Возникло расхождение, и Валландер тут же по радио получил
выговор. Но когда они прилетели в Англию для дозаправки самолетов,
то оказалось, что расчетное время полета от контрольной точки
было верным только у Валландера. При перелете из Англии через
Норвегию в Мурманск самолеты полка попали в воздушную яму (нисходящий
поток воздуха), и самолет командира полка разбился в горах.
Командир полка не доверял автопилотам и считал свои руки и опыт
более надежными, чем автопилот. Он ошибся и расплатился за это
как своей, так и жизнью всего экипажа. Остальные командиры включили
автопилоты и благополучно продолжали полет. Когда самолеты прилетели
в Мурманск, Валландер был назначен штурманом полка. Во всех
других перелетах (их было, кажется, шесть, и все по разным маршрутам)
курс прокладывал Сергей Васильевич Валландер.
(Сборник "Из истории матмеха", составитель Сергей
Иванов. СПб, "ЭВЕРЕСТ - Третий Полюс", 1997)
|