Школа была посвящена проблеме поиска взаимопонимания между разработчиками ПО и всем остальным миром, окружающим программистов и программный проект – заказчиками, пользователями, аналитиками и пр. project stakeholders. Различные профессиональные области, отличия в образовании, мышлении, мировосприятии и т.д. оказываются трудным барьером, об который часто разбиваются разработка программных систем. И даже будучи формально сданными, многие программные системы не удовлетворяют должным образом заказчика и пользователя, имеют неудобный пользовательский интерфейс, не поддерживают нужной пользователям функциональности и т.д. Эта проблема очень давняя – впервые её осознали в 70-80 годах, cразу после того, как ПО вырвалось от математиков, учёных и военных и стало адресоваться малому и среднему бизнесу, то есть получило массовых пользователей. Развитие огромного количества встроенных устройств (различные системы управления, бытовая техника, мобильные устройства), а также Интернета ещё больше усугубило эту проблему.
Поскольку рассматривать такие вопросы в вакууме нельзя, то в рамках Школы была выбрана специальная предметная область – электронные сервисы, электронные правительственные сервисы, публичные и социальные сервисы, открытые данные (open data). Такой выбор предметной области был обусловлен тем, что Школа проходила в рамках международного проекта Improving Social Services , нацеленного на создание инновационных Web-решений в области русско-финского приграничного взаимодействия с акцентом на государственные и публичные услуги.
Организаторами Школы выступили кафедра системного программирования СПбГУ (Д.В.Кознов., М.Н.Смирнов, К.Ю.Романовский), ИМОП и ФТК СПбПГУ (А.В.Самочадин, Ю.Р.Нурулин, И.В.Скворцова) и Технический университет города Лаппеенранты (Й.Никкула, К.Смолденен), а также комитет по информатизации Санкт-Петербурга. Это уже третья студенческая Школа в рамках проекта Improving Social Services . Предыдущая школа прошла в Лаппеенранте (Финляндия), в сентябре 2012 года, а самая первая – в Политехническом университете, зимой 2011/2012 годов. Вот программа Школы.
Школа была интернациональной и проходила на английском языке. В ней приняло участие 7 студентов из LUT, 10 студентов из Политеха. 11 студентов из нашего университета также приняли участие в Школе – вот эти герои.
Преподаватели были из различных университетов Петербурга, из технологического университета Лаппеенранты, а также из ряда программистских российских компаний. Лекции и доклады концентрировались вокруг разработки требований и управления проектов, бизнес-моделирования, открытых данных, социальных и государственных услуг. Параллельно с этим студенты работали в группах, создавая модели ряда сервисов, двигаясь от исходной идеи к ПО: они разрабатывали бизнес-модель, модель требований, модель интерфейса и верхнеуровневую архитектуру. Моделировалась ситуация тендера – когда государство выставляет на торги задачу по созданию социального e-сервиса, ориентированного на решение некоторых общественных проблем и использующего определённых государственные открытые данные. Вот презентации прочитанных лекций:
В последние дни Школы была проведена конференция, посвящённая разработке электронных услуг в области государственных и публичных услуг. Выступали как исследователи и преподаватели из университетов, так и представители промышленных компаний. Вот доклады представленные на конференции:
В последний день Школы все участки выступили с презентациями, в которых они отразили достигнутые результаты – 1 презентация от одной группы. Все презентации были представлены на английском языке (как слайды, так и сами рассказы), от одной группы выступало по несколько человек, так что по-английски говорили не только студенты LUT. Вот презентации участников Школы.
А вот так проходили сами презентации....
Была также и культурная программа – вечерняя экскурсия по городу и экскурсия в Эрмитаж.
Ну и, наконец, так выглядели организаторы Школы.