Рождение сверхновой
Аэродинамическая
труба АТ-11 математико-механического факультета СПбГУ переживает второе
рождение. В марте 2011 года АТ-11 была вновь введена в эксплуатацию после
существенной модернизации – труба укомплектована самыми современными
измерительными приборами, что позволит мат-мех факультету встать в один ряд с
ведущими институтами аэродинамики России.
Первая аэродинамическая
труба в СПбГУ заработала еще в 1933 году, кстати, она действует и в наши дни.
Называется эта установка АТ-12. С помощью АТ-12 лаборатория Аэродинамики
проводила исследования в области промышленной аэродинамики. Так, перед
возведением многих крупных архитектурных сооружений в Санкт-Петербурге (тогда
Ленинграде) проводились модельные испытания на установке АТ-12 для определения
предполагаемой ветровой нагрузки на них. Это Дворец спорта «Юбилейный», стадион
имени С.М. Кирова, мемориал «Героическим защитникам Ленинграда». Лаборатория
Аэродинамики СПбГУ принимала участие в
создании проекта городской застройки, по которому удачно решена проблема
ветрозащиты и проветриваемости микрорайона, по этому проекту позднее был
выстроен целый квартал в Баку. Полезное, хотя и не сложное технически,
исследование выполнено по договору с Кировским заводом. Представители завода
обратились в университет за помощью, так как при работе трактора К-701 в кабине
угорал водитель. Проведенные в лаборатории эксперименты показали, что выхлопные
газы засасывались в кабину трактора. На основании рекомендаций лаборатории аэродинамики
этот недостаток был устранен. Интересным оказалось исследование для определения
зон распространения пламени при пожаре на судне-газовозе. В итоге были предложены пути безопасной эвакуации людей. Ряд
работ сотрудники лаборатории выполнили для рыболовного флота (определены
аэродинамические характеристики тралов, углубителей, промысловой рыбы). Для
экспериментов рыба замораживалась, а после продувок в аэродинамической трубе,
как гласит легенда лаборатории, использовалась для приготовления ухи.
Экспериментальные исследования на АТ-12 помогли фабрике "Салво"
(Эстония) усовершенствовать аэродинамическую форму мотоциклетных шлемов и знака
аварийной остановки.
Вот уже 78 лет ученые
лаборатории Аэродинамики ведут свои исследования в столь интересной и полезной
науке. За это время накопился колоссальный опыт, остается сделать так, чтобы он
стал востребован и реализован.
В наши дни продолжилось
строительство экспериментальной базы мат-мех факультета СПбГУ. В 1989 году на
мат-мехе появилась труба АТ-11, тогда и состоялся ее первый пуск. К сожалению,
в те непростые времена обеспечить трубу соответствующими измерительными
приборами не представлялось возможным. С тех пор АТ-11 оставалась
недоукомплектованной. Вторую жизнь ей дал декан математико-механического
факультета СПбГУ Г.А. Леонов, образовав новую лабораторию. Геннадий Алексеевич
совместно с заведующим лабораторией Прикладной аэродинамики А.И. Цветковым
помогают использовать огромный накопленный опыт лаборатории Аэродинамики,
которая и сейчас успешно работает, и использовать новый потенциал во благо
нашей страны в целом и СПбГУ в частности.
Время не стоит на месте,
за 22 года с момента создания трубы АТ-11 прогресс в сфере аэродинамики шагнул
далеко вперед. Различные измерительные приборы сейчас позволяют проводить такие
исследования, которые было невозможно осуществить еще 15-20 лет назад. Алексей
Иванович рассказал, что труба АТ-11 оснащена следующими измерительными
системами:
1.
Система измерения малых стационарных
дифференциальных давлений - 48 точек;
система основана на использовании измерительных преобразователей и
коммуникаторов фирмы APLISENS.
2.
Система измерения малых быстропеременных
дифференциальных давлений - 8 точек; система
построена на базе отечественной индуктивной аппаратуры и индуктивных датчиков
давления с применением в качестве регистраторов современных электронных
осциллографов.
3. Система измерений на
базе оптического метода бесконтактной диагностики потока и метод измерения
скорости потока на базе Stereo PIV
– метода
(система ПОЛИС), позволяющего диагностировать свободные трехмерные потоки,
обтекающие аэродинамические модели (с использованием прецизионного
координатно-позиционирующего устройства).
В 2011 году планируется закупка
виброакустической аппаратуры компании «Брюль и Къер». Данная система измерения
позволит проводить на трубе АТ-11 модальный анализ моделей зданий, сооружений и
мостов.
Лаборатория Прикладной аэродинамики СПбГУ имеет возможность
решать задачи различной сложности:
·
Определение
ветровых нагрузок на здания, сооружения и отдельные их части.
·
Определение
скоростей ветра и выявление непроветриваемых зон в городской застройке.
·
Исследование
аэродинамических характеристик транспортных средств, подводных и надводных
аппаратов, спортивного инвентаря, автодорожных знаков.
·
Выбор
места расположения выбросов дыма и вредных газов, выбор места расположения
метеорологических приборов на судах, промышленных площадках, выбор места
расположения ветряных двигателей.
Такие исследования незаменимы практически во
всех крупных отраслях экономики, например:
1. Строительство (городская
застройка, строительство различных заданий и сооружений).
2. Мостостроение
3. Создание надводных и
подводных аппаратов.
4. Авиастроение.
5. Автомобилестроение.
6. Химическая
промышленность.
7. Медицина.
8. Экология.
Лаборатория Прикладной
аэродинамики оснащена столярным и механическим цехами. Работники данных
подразделений изготавливают модели любой сложности и конфигурации.
Вторая жизнь трубы АТ-11
только начинается. Есть уверенность, что исследования в области аэродинамики,
выполненные учеными математико-механического факультета СПбГУ, принесут много
пользы. Их опыт, накопленный за долгое время исследований в аэродинамики, вкупе
с современными технологиями, позволяют решать задачи самой высокой степени
сложности. В настоящее время лаборатория Прикладной аэродинамики мат-меха СПбГУ готова реализовать любой проект, некоторые
работы, проводимые на АТ-11, являются уникальными для нашей страны.