Родился
17 июля 1949 года в Ленинграде.
В
1971 году окончил Ленинградский государственный университет
имени А.А. Жданова. Доктор физико-математических наук.
С
1971-1991год работал младшим научным сотрудником, заведующим
лабораторией, заместителем директора по научной работе, ведущим
научным сотрудником Физико-технического института имени Иоффе
АН СССР в Ленинграде.
С
1991-1993 год - вице-президент АО "Центр перспективных
технологий и разработок", Санкт-Петербург.
С
1994-2001 год - генеральный директор Регионального фонда научно-технического
развития Санкт-Петербурга.
С
2000 года - председатель научного совета Фонда "Центр стратегических
разработок "Северо-Запад".
С
2001-2002 год - заместитель Министра промышленности, науки и
технологий Российской Федерации.
С
июня 2002 года - первый заместитель Министра промышленности,
науки и технологий Российской Федерации.
С
декабря 2003 года – врио Министра промышленности, науки и технологий
Российской Федерации.
9
марта 2004 года назначен Министром образования и науки Российской
Федерации.
Награжден
Почётной грамотой Правительства Российской Федерации.
(Официальный
сайт Правительства РФ)
*
* *
Фурсенко,
Андрей
Министр образования и науки РФ
[справка]
Lenta.ru
...
В конце марта 2004 года Фурсенко во время встречи с Патриархом
Московским и всея Руси Алексием II заявил о намерении ввести
в школе изучение религиозных предметов. При этом он особо отмечал,
что речь идет о преподавании основ религиозной культуры, причем
не только православной [49], [48]. Впоследствии Фурсенко неоднократно
настаивал на том, что предметы, связанные с изучением религии,
должны преподаваться в общеобразовательных школах в рамках историко-культурологических
дисциплин [42]. Осенью 2006 года Фурсенко критиковал введение
в ряде регионов в составе регионального компонента образовательного
стандарта, который не требовал согласования с федеральным центром,
предмета "Основы православной культуры" (ОПК) - выступал
против обязательного изучения в школах ОПК и за введение истории
основных религий [25], [27].
На
посту министра Фурсенко продолжил внедрение в практику общеобразовательной
школы "Единого государственного экзамена" (ЕГЭ - проводимый
в виде теста единый экзамен во всех российских школах, по результатам
которого школьники могли бы поступать в вуз), начатое его предшественником
Владимиром Филипповым. И хотя первоначально (в апреле 2004 года
[47]) Фурсенко критически отзывался о ЕГЭ, заявляя в частности,
что прием в вузы по результатам массового единого экзамена не
совместим с понятием профессионального высшего образования,
уже в августе, накануне нового учебного года, он сообщил СМИ,
что единый экзамен вскоре станет основной формой проверки знаний
российских школьников и что ни сворачивать введение ЕГЭ, ни
принижать его значение для высшей школы подконтрольное ему министерство
не будет [45], [41], [47]. С осени 2004 года ЕГЭ проводился
как эксперимент в ряде регионов РФ. В августе 2006 года правительство
РФ одобрило законопроект, согласно которому с 2009 года ЕГЭ
будет введен повсеместно. Однако под давлением части ректорского
корпуса, недовольной этим нововведением, и в частности ректора
МГУ Виктора Садовничего, в документе были предусмотрены исключения,
позволяющие крупнейшим российским университетам принимать абитуриентов
помимо процедуры ЕГЭ, например по итогам специализированных
всероссийских олимпиад [28], [23], [41], [31]. В январе 2007
года закон о введении ЕГЭ был принят Госдумой, в феврале - Советом
Федерации и подписан президентом РФ Путиным [20], [15].
Кроме
введения ЕГЭ Фурсенко также продолжил начатое в 2002 году присоединение
России к Болонской декларации, согласно которой стандарты отечественного
высшего образования должны были быть приведены в соответствии
с европейскими. В частности, это предполагало обязательное введение
вместо готовившего специалистов одноуровневого высшего образования
двухуровневое, включающее бакалавриат и магистратуру, а также
замену аспирантуры докторантурой [62], [56]. Реформа высшего
образования встретила значительное сопротивление со стороны
ректоров, профессоров и преподавателей. По данным СМИ, лишь
20 процентов вузов поддерживало преобразования, предлагаемые
правительством [18], [19]. В частности, ректор МГУ Садовничий
призвал подойти к вопросу о вступлении России в Болонский процесс
более обдуманно. Он отмечал, что введение новых стандартов разрушит
сложившиеся школы российского технического и естественнонаучного
образования [56], [59]. В итоге в марте 2007 года правительство
РФ одобрило законопроект о переходе на двухуровневую систему
подготовки студентов, в котором, наряду с утверждением двухуровневой
подготовки по ряду специальностей, предусматривалось, что выпускники
профильных технических и медицинских вузов и факультетов по-прежнему
будут получать диплом специалиста [17], [18], [19].
В
ходе реформы образования Фурсенко неоднократно делал непопулярные,
но важные, по его мнению, заявления. В январе 2005 года он сообщил,
что, по его мнению, стипендию должны получать только отличники
и социально незащищенные студенты [36], а в январе 2006 года
отметил, что в российских школах в полтора раза больше учителей,
чем необходимо. По его словам, нехватка учителей в школах является
мифом. Таким образом, заключил министр "это и есть резерв
для увеличения финансирования школ и повышения зарплаты"
[33]. В мае того же года Фурсенко заявил, что число бюджетных
мест в вузах будет сокращаться. Необходимость сокращения, по
его мнению, была продиктована общим уменьшением населения и
перепроизводством специалистов, невостребованных на рынке труда
[30], [32].
Во
время публичных выступлений Фурсенко по вопросам образования
с ним не раз происходили разнообразные неприятные инциденты.
Так, в марте 2005 года его закидали яйцами на встрече со студентами
в красноярском Доме учителя [32], в сентябре после совместной
пресс-конференции с министром образования ФРГ он получил пощечину
от активистки Национал-большевистской партии [36], в ноябре
был освистан на свердловском форуме "Молодежь меняет мир"
[34]. Комментируя случившееся, Фурсенко заявлял, что "яйца,
свист, пощечины - это попытка слабых людей добиться того, чтобы
диалог разорвался". Однако, настаивал министр, "никакие
попытки к этому не приведут", так как он "будет вести
диалог до тех пор, пока будут собеседники" [36], [32].
При
активном участии Фурсенко была завершена реформа Российской
академии наук (РАН) и отраслевых академий - Российской академии
медицинских наук (РАМН), Российской академия образования (РАО),
Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН), Российской
академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российской
академии художеств (РАХ). В ноябре 2006 года Госдума приняла
поправки в закон "О науке и государственной научно-технической
политике", согласно которым президент РАН утверждался президентом
РФ, а президенты отраслевых академий - правительством. Кроме
того, правительством утверждались уставы академий [24], [22].
Фактически, по мнению СМИ, это означало утрату академиями своего
традиционно независимого статуса [21]. В декабре 2006 года эти
изменения одобрил Путин [22]. Необходимость реформы Фурсенко
и правительство объясняли тем, что академии недостаточно эффективно
управляли своим имуществом и финансовыми средствами [21], [16].
В свою очередь представители научного сообщества, в том числе
президент РАН Юрий Осипов, еще в 2005 году заявляли, что конечной
целью преобразований является отъем имущественных комплексов,
которыми обладали научные учреждения [40] ... (полностью)
*
* *
Апрельские
тезисы Андрея Фурсенко
Мария
Агранович, Российская газета, 12 апреля 2006 г.
...
Фурсенко | За последние пять лет количество учеников в России
уменьшилось на 25 процентов - с 20 до 15 миллионов. А количество
учителей сократилось меньше, чем на 10 процентов. При этом у
нас сегодня на одного учителя приходится меньше 10 учеников.
Средняя цифра по Европе - 15. Проблему необходимо решать, при
этом абсолютно ясно, что мы не можем принимать жестких мер.
У нас есть школы, в которых всего по десять учеников. И таких
школ чуть ли не 10 процентов от общего количества, в основном
в селах и деревнях.
Обеспечить
качественное образование для ребят в такой школе крайне сложно.
Интересный опыт был реализован в Тюмени. Область перешла на
отраслевую систему оплаты труда, когда зарплата зависит не от
количества часов, а от числа учеников, которых учит учитель.
Учителей стало меньше! Появилась возможность разумно распорядиться
деньгами и добиваться того, чтобы меньшее количество учителей
обеспечивало высокое качество образования за достойную зарплату.
...
РГ
| Бизнесмен Олег Дерипаска заявил о своем желании купить
Российскую экономическую академию им. Плеханова, и ее ректор
вроде бы не против. Это что, начало приватизации вузов?
Фурсенко
| Нет, никто не говорит о покупке. Речь шла исключительно о
создании некоммерческой организации, в которой никому из участников
этого партнерства не будет принадлежать собственность. Мы говорим
не о передаче собственности, а о передаче вуза. Олег Дерипаска
готов участвовать в существенном финансировании образовательного
учреждения при условии, что он вместе с представителями государства
сможет контролировать прохождение денежных средств и организацию
образовательного процесса.
РГ
| То есть бизнесмен становится меценатом вуза, занимается
благотворительностью?
Фурсенко
| Он спонсирует деятельность вуза и хочет точно знать, что деньги,
которые он вкладывает, идут на те цели, которые были заявлены
при организации некоммерческой организации.
РГ
| Министерство поддерживает такую инициативу?
Фурсенко
| Мы считаем, что идея правильная, а вот как это прописать в
законе - сложный вопрос. Нам предстоит поработать над этим.
... (полностью)
*
* *
Андрей
Фурсенко: судьбу ребенка должны определять его суммарные достижения
Сергей
Брилев, Вести, 2 октября 2008 года
...
– Помимо среднего образования существует образование высшее.
Вот статистика, которая немножко так с толку сбивает. Количество
вузов в России вместе с филиалами – 3200, а динамика роста снижения
населения такова, что, по большому счету, любой желающий сегодня,
вне зависимости от единого госэкзамена, портфолио, олимпиад,
любой желающий может поступить в вуз. Вот правильно ли это?
Зачем это нужно?
–
Мы должны ужесточать лицензионные требования.
–
Вот я, собственно, к этому и подводил.
–
И по поводу этих лицензионных требований сегодня выстраивается
новая система, новые требования. Эти требования должны быть
предъявлены не только к помещениям вуза, не только к количеству
преподавателей, к количеству методических пособий, но и к тому,
как эти преподаватели учат своих студентов.
–
А как это можно проверить?
–
А проверить это можно за счет того, что время от времени проводить,
что называется, федеральные проверки, например. Вот у нас были
в школах, помните, городская контрольная? Или, может быть, даже
в советские времена всесоюзная контрольная была.
–
Ну, городская точно…
–
Городская контрольная. Наверно, это правильно, и мы это будем
делать, когда обследование вузов будет касаться не только санитарных
условий, в которых учатся студенты, или наличия преподавателей
со степенями, соответствующими методическими пособиями, но проверка
будет касаться знания выпускников вузов или студентов, чтобы
определить качество подготовки. ...
(Приоритетные
национальные проекты)
*
* *
Дозубрим
до понедельника
Новые
Известия, 26.01.09
...
На днях министр образования РФ Андрей Фурсенко заявил, что вузам
уже дано указание переводить успешно обучающихся «платников»
на бесплатные места, которые освобождаются при отчислении неуспевающих.
Закон «О высшем и послевузовском образовании» позволяет это
сделать в порядке, предусмотренном уставом вуза. ...(полностью)
|