Первые
плоды инвестиционной программы EMC
Автор:
Сергей Свинарев
PC Week/RE №6 (612) 26 февраля — 3 марта 2008
"...Наиболее
зримыми проявлениями упомянутой выше инвестиционной программы
стали покупка фирмы “Документум Сервисиз СНГ” и открытие центра
разработки в Санкт-Петербурге. По словам его генерального директора
Игоря Агамирзяна, за полгода в штат центра принято более 150
специалистов, которые уже трудятся над 20 проектами. Наиболее
успешны те из них, где для разработки ПО требуется не виртуозное
кодирование, а построение математически сложных и эффективных
алгоритмов. Неудивительно, что костяк центра составили выпускники
математико-механического факультета Санкт-Петербургского университета,
Университета информационных технологий, точной механики и оптики
и ряда других местных вузов. По-видимому, центр разработки ждет
дальнейшее расширение: как заявил Игорь Агамирзян, на его площадях
может трудиться вдвое больше программистов, чем сегодня."
(полностью)
*
* *
Игорь
АГАМИРЗЯН:
АКАДЕМИЯ НАУК, ЗАНИМАЮЩАЯСЯ СОБСТВЕННЫМ РЕФОРМИРОВАНИЕМ,
СРОДНИ ВРАЧУ, ПЫТАЮЩЕМУСЯ САМОМУ СЕБЕ СДЕЛАТЬ ТРЕПАНАЦИЮ ЧЕРЕПА
16.10.2006
Источник: Sciencerf, Татьяна Бархатова
Игорь Рубенович, какие шаги должно предпринять государство, чтобы
заработала экономика знаний?
Я
твердо уверен, что основные инвестиции сегодня должны быть в
образовательную систему, в подготовку тех кадров, которые смогут
и создавать новые технологии, и жить в мире новых технологий.
Сегодня технология стала социокультурным фактором, она определяет
язык бизнеса, международную среду общения, и люди, не владеющие
этим, не смогут жить в новом мире глобальной экономики знаний.
Российское
правительство достаточно много делает в этом направлении. Существует
программа по внедрению информационных технологий Интернета в
школах, развивается национальный проект «Образование», соответствующие
университеты получают финансирование. К сожалению, этого недостаточно,
и бизнес подменить собой государство не сможет. Бизнес активно
участвует в этих процессах, работает с университетами, со школьной
системой. Не только мы, фактически любая транснациональная корпорация
принимает в этом участие, как и многие российские крупные компании,
но подменить государство в полном объеме никто никогда не сможет.
Если в России не будет решена задача создания эффективной системы
образования, качественной и предоставляющей необходимые для
экономики кадровые ресурсы (а на сегодняшний день наша система
образования отстала не на пятнадцать, а, может, на двадцать
пять лет), то эффективного экономического развития в ближайшие
годы трудно будет ожидать.
Что может предпринять бизнес в этих условиях, как он может повлиять
на систему образования?
Бизнес
выискивает критически важные для себя точки. Как любой бизнес,
любая коммерческая компания работает с целью извлечения прибыли
в интересах своих акционеров. Поэтому рассчитывать на то, что
бизнес будет решать в больших объемах задачи, не связанные с
его коммерческой деятельностью, трудно. Несмотря на социальную
ответственность, на благотворительные программы, которые есть,
в академической среде бизнес, вне всякого сомнения, фокусируется
на тех проектах, которые представляют интерес для каждой компании.
Это не только западный бизнес, но и российские компании тоже.
Традиционно
в российских вузах существовала система базовых кафедр. Как
правило, это были «представительства» исследовательских институтов
в каком-то университете или учебном институте. В последние годы
появилось новое явление: коммерческие компании открывают свои
базовые кафедры в университетах. И западные, и российские компании
активно этот сектор развивают. Но это делается в интересах конкретного
бизнеса конкретной компании. Для того, чтобы решать эту проблему
системно, это должно делаться государством в кооперации с бизнесом,
который готов участвовать, поддерживать и финансово, и на идеологическом
уровне, но решение должно идти от государства. К сожалению,
у нас слишком сильная тенденция к торможению реформ в системе
образования. Если это будет долго продолжаться, ни к чему хорошему
это не приведет.
В чем причины такого торможения?
Их
много. В первую очередь, это отсутствие политической воли. Образовательная
среда весьма консервативна. Кто-то привел аналогию в связи с
реформой академии наук, что заставлять академию заниматься этим
равносильно тому, чтобы заставлять врача самому себе делать
трепанацию черепа. Университеты, как и академия наук, больше
всего заинтересованы в сохранении статус-кво. Даже те изменения,
которые они делают, оказываются скорее декоративными, чем существенными.
Я думаю, это может быть в разных формах. Я не готов давать готовые
рецепты, но мне симпатична идея greenfield’a, когда заново создаются
соответствующие структуры с чистого листа, потому что существующие
структуры очень плохо подвергаются реконструкции. Это в российско-советской
практике уже было. Именно так создавался МФТИ, Новосибирский
университет, когда строили Академгородок и т.д. Опыт есть. Нужны
лидеры на том уровне принятия решений, на котором это решение
можно принять.
(Сайт
Академии Наук)
|